Постройка каяка начинается с идеи. Существует несколько типов каяков.
Whitewater для бурной воды, каяк с закрытым кокпитом (место посадки гребца) небольшой длины, с выпуклым дном для маневренности, предназначены для гребли в бурных реках.
Морской каяк — длинный каяк от 3.5 до 6 метров, с закрытым кокпитом, остойчивый, имеет V образный профиль на баке и корме, комплектуется выдвижным скегом, либо навесным рулем, предназанчены для гребли в море, озерах, реках.
Surfski — каяк для гребли в попутной волне — длинный, остойчивый, имеет V образный профиль на баке и корме, и U образный профиль в среднем сечении, комплектуется пером руля на дне, ближе к поперечному центру, либо длинным навесным рулем, предназначены для гребли в любых условиях, кроме узких бурных рек.
Спортивный каяк К1/К2/К4, — лодки расчитанные для высокоскоростной гребли для экипажей от одного до четырех гребцов, имеют V образный профиль на баке и корме и U образный профиль на большей части поперечных сечений, остойчивость низкая, предназначены в основном для гладкой воды.
Прежде всег, надо сразу же, четко определиться с тем, какие задачи стоят для каяка. Это и определит его основные характеристики.
На фото каяк двойка Panthera 2, гибрид surfski (морской двухместный каяк с закрытым кокпитом (sit in — команда сидит внутри кокпита, требуется небольшая сноровка для посадки /высадки гребцов, возможность делать эскимосский переворот, хорошая защита от волны и заливания), для гребли в попутной волне, быстрый, устойчивый, четко держит курс) . Идеально подходит для рекреационной фитнес гребли в любых условиях, а так же для участия в спортивных мероприятиях, при этом он очень легок в освоении для начинающих гребцов. Есть размышления изменить конструкцию кокпита, и сделать surfski (sit on top — команда сидит в открытом кокпите, легкая и быстрая посадка/высадка гребцов, легкий и быстрый возврат в случае выпадения из лодки, нет защиты от заливания, зато кокпит быстро осушается за счет специальных клапанов), это даст возможность начинающим гребцам быстро освоить каяк и покидать лодку без опасения быть перевернутыми в прибойной волне и легко садиться и выходить из лодки с любого берега.
Взвесив все за и против, с учетом того, что преимущественная эксплуатация лодки на реках и озерах, принимается решение сделать гибрид surfski с закрытым кокпитом, это даст возможность использовать каяк как для прогулок и тренировок начинающих гребцов, так и для участия в марафонах.
После, того, как определились с назначением и основной конструкцией, следует этам доработки дизайна под параметры гребцов. Должен быть учтен вес, рост и некоторые другие особенности команд. Задача, сделать универсальный каяк. Поэтому требуется увеличить пространство для ног, что потребует изменения оригинальных чертежей, а так же увеличить ширину лодки, для того, чтобы обеспечить дополнительную остойчивость для начинающих каякеров с 55 см до 60, это уменьшит среднюю расчетную скорость на 0.5км/ч, но позволит нашим друзьям легко осовоить греблю.
После доработки чертежей, следует печать, нанесение чертежей на фанеру и нарезка профилей.
Ниже фото этапов постройки одноместного surfski гибрида, по проекту Бьорна Томассона «Sea Racer»
Затем профили устанавливаются перпендикулярно на стапель (стол в полную длину каяка) и уже на профилях идет формирование копуса из реек (рейки склеиваются водостойким столярным клеем)
Затем корпус дорабатывается так, чтобы обеспечить хорошие гидродинамические и эстетические характеристики, и покрывается стекло или углетканью, снаружи и внутри,
после чего пропитывается вакуумным или ручным способом эпоксидной смолой. Смола выбирается так, чтобы обеспечить максимальную прочность и устойчивость к ультрафиолету, большинство смол которые в продаже в России не подходят.
После чего по этой же технологии делается надводная часть. А затем две половины склеиваются эпоксидной смолой и стеклолентами друг с другом, после чего на выходе получается готовый корпус каяка.
Затем следуют доработки оборудования каяка и покраска и покрытие лаком.